Сегодня мы поговорим о мифах в образовании.
Первый миф, о котором я хочу рассказать, — это миф о доминантном канале восприятия. Нам иногда кажется, что люди делятся на кинестетиков, визуалов и аудиалов. На самом деле это не так. Четкого деления не существует, потому что люди воспринимают информацию по-разному. И если перед вами лектор, который невероятно хорошо рассказывает, вам будет интересно его только слушать, и больше вам ничего не нужно будет.
Иногда нам достаточно только аудиоинформации. Например, сейчас становятся популярны подкасты — и люди, которым интересно слушать только аудио, просто счастливы. Одномодальными, или людьми, у которых развит только один канал восприятия, считаются только 9% людей.
И из всех трех каналов восприятия визуальный на данный момент считается самым эффективным в образовании. Правополушарные и левополушарные способности — это миф. Люди не делятся на тех, у кого в правом полушарии развиты способности гораздо лучше, чем в левом, и наоборот. Этот миф был опровергнут, потому что при исследовании мозга было видно, что у людей в зависимости от задачи чуть больше работает правое или левое полушарие. Но это не значит, что другое полушарие совсем не работает. У человека задействованы оба полушария.
Следующий миф о том, что мы используем лишь 10% своего мозга. Это неправда. Потому что при сканировании отдельных долей мозга ученые обнаружили, что каждая из них задействована в определенной степени. Даже когда мы спим, некоторые доли нашего мозга тоже активны. Неактивными зонами мозга являются те, у которых есть серьезные повреждения.
Следующий миф о том, что интеллект прописан в генах. Это не так. Американский психолог Кэрол Векс с помощью своих исследований показала, что люди с мышлением роста имеют гораздо больше преимуществ перед людьми с фиксированным мышлением. Если вы верите, что интеллект не дан нам природой раз и навсегда, и талант не определяет вас как человека, это значит, что вы можете спокойно ошибаться. Вы можете видеть, что ошибка — это возможность, вам не будет страшно перед чем-то новым. Вы будете пробовать новое и не оглядываться назад. Если же у вас фиксированное мышление, то вам будет казаться, что тот интеллект, который есть у вас сейчас, — это данность, с которой вы будете жить всю жизнь. Что его развивать не получится, что никакая школа вам не поможет. И вообще, если у вас есть талант, то он вот такой и навсегда. Это не так.
А сейчас я озвучу несколько самых популярных мифов, которые вокруг нас постоянно кружатся. Например, миф о том, что если у человека есть трудности в обучении, то это на всю жизнь. Это, конечно же, не так. Потому что упорство, целеполагание и обратная связь помогают человеку выбраться из этой петли.
Еще существует миф о том, что есть определенные периоды во времени для обучения. Например, утром учиться лучше, чем вечером. Это не так. Все люди разные, существуют жаворонки и совы. Если кому-то хочется учиться вечером, и он чувствует продуктивность, то милости просим.