Как подготовить преподавателя к роли наставника и избежать рисков для бизнеса

Фото: Julia M Cameron
Во многих образовательных проектах принято считать, что главное — найти эксперта с глубокими знаниями. Но в действительности преподаватель — это не просто носитель контента, а ключевой представитель компании в глазах студента. Именно через него формируется пользовательский опыт, лояльность, и в конечном счёте — успех курса.
Если наставник не подготовлен к работе в вашей системе, это может привести к конфликтам, оттоку студентов, снижению NPS и даже юридическим рискам. А значит, обучение преподавателей — это не факультатив, а необходимый элемент бизнес-процесса.

Лёва Мареев, руководитель группы развития преподавателей Яндекс Образования, куратор программы «Система сопровождения и поддержки в обучении», трекер команд и преподаватель в School of Education, в своем выступлении на недавней конференции поднял одну из недооцененных тем в EdTech — качественная и системная подготовка преподавателя.

Почему это важно
Преподаватель — это не просто носитель знаний. Это первое лицо компании в глазах студента. Именно через взаимодействие с преподавателем формируется опыт и лояльность клиента. Неподготовленный наставник может стать источником конфликтов, оттока, падения удовлетворенности и даже юридических рисков.

Основные принципы подготовки
1. Погружение в контекст компании

Многие преподаватели приходят из академической среды или из индустрии и не знакомы с внутренними процессами EdTech-компаний. Чтобы избежать недоразумений и недовольства, важно на старте:

  • Объяснить миссию компании — зачем вы существуете, какую пользу приносите и какую трансформацию предлагаете.
  • Расписать цепочку взаимодействия: кто работает со студентами, кто курирует преподавателя, куда обращаться в случае проблем.
  • Показать, как устроен процесс сопровождения студентов: что делает методист, кто отвечает за коммуникацию, кто обрабатывает отзывы и вопросы.
Такое введение помогает преподавателю почувствовать себя частью команды, а не внешним подрядчиком.

2. Формирование безопасной среды

Страх — один из главных барьеров в начале пути. Преподаватель боится «не дотянуть», столкнуться с агрессией, не оправдать ожиданий. Чтобы этого избежать:

  • Сформулируйте чёткие ожидания. Например: "От вас не требуется быть идеальным — важно быть внимательным к студенту и задавать вопросы, если что-то непонятно".
  • Опишите структуру обучения. Какая длительность модуля? Где материалы? Кто проверяет домашние задания? Сколько времени даётся на ответ?
  • Создайте доступную поддержку. Это может быть чат с кураторами, база знаний, регулярные созвоны — любой формат, который снижает ощущение одиночества.
Безопасная среда для преподавателя — залог безопасной среды для студентов.

3. Чек-лист обязанностей

Нечёткие ожидания вызывают хаос. Обязательно создайте инструкцию, в которой будет понятно:

  • Какие задачи входят в обязанности преподавателя. Например: "Проводить 2 вебинара в неделю, отвечать на вопросы студентов в чате 1 раз в день, проверять 5 заданий в неделю".
  • Какой формат взаимодействия используется. Видеозвонки? Асинхронные комментарии? Индивидуальные созвоны?
  • Какие стандарты качества применяются. Что значит «плохо провести вебинар»? Как выглядит качественная обратная связь? Какие критерии оценивания?
Чек-лист — это якорь в условиях неопределённости.

Частые проблемы
  • Отсутствие структуры
Преподаватель теряется в задачах, не понимает, куда идти, с кем говорить, чего от него ждут. Это вызывает стресс и снижает мотивацию.

  • Конфликты со студентами
Часто происходят из-за того, что преподаватель не умеет работать с разными типами студентов, не знает, как правильно давать обратную связь или не владеет навыками эмоционального интеллекта.

  • Несовпадение ожиданий
Компания обещает "практико-ориентированный, дружелюбный подход", а преподаватель использует строгую лекционную подачу и не отвечает в чате. Это вызывает разрыв ожиданий и негативные отзывы.

Как должна выглядеть система обучения преподавателей
  1. Асинхронный формат на старте
  • Короткие онлайн-курсы: по ролям, коммуникации, этике, стилю подачи.
  • Видеоинструкции: как работать в системе, как вести занятия, как отвечать на сложные вопросы.
  • База знаний: со скриптами, гайдами, шаблонами сообщений, FAQ.
Асинхронность снижает нагрузку на команду и даёт преподавателю возможность учиться в удобном темпе.

2. Ролевая модель

Преподавателю важно не только услышать, что делать, но и увидеть как это делать. Это значит:
  • Проведение модельных занятий;
  • Демонстрация примеров идеальной обратной связи;
  • Введение наставников или “тьюторов” для новых преподавателей.
Так создаётся живая система передачи культуры и стиля компании.

3. Инструменты и доступ

Преподаватель должен быть уверен, что в любой момент он может:
  • Найти нужный материал;
  • Получить ответ на вопрос;
  • Вернуться к гайду или инструкции;
  • Попросить помощи у коллег или координаторов.
Если всё это встроено в рабочую экосистему (например, Notion, Confluence, Slack), процесс становится гораздо более устойчивым.

Что должен уметь современный преподаватель
  1. Структурировать материал. Доносить суть без лишней воды, делить контент на логические блоки, объяснять сложное простыми словами.
  2. Работать с группой и индивидуально. Видеть динамику группы, управлять вовлечённостью, замечать и поддерживать тех, кто выпадает.
  3. Давать конструктивную обратную связь. Не «молодец/плохо», а с конкретикой, точками роста и поддержкой
  4. Создавать безопасную и мотивирующую атмосферу. Уметь слышать, быть эмпатичным, задавать тон доверию.
  5. Управлять эмоциями. Не вступать в конфликты, держать границы, регулировать напряжение.

Вывод
Подготовка преподавателей — это фундамент устойчивого образовательного бизнеса. Это та часть, которую не видно в витрине продукта, но которая напрямую влияет на удержание, NPS и возврат студентов.

Наставник, который уверен в себе, разделяет ценности компании и владеет нужными навыками, становится точкой притяжения. Он превращает процесс обучения в опыт, к которому хочется возвращаться. А значит — работает на рост, репутацию и выручку вашего проекта.

Посмотреть полную запись конференции
Презентации спикеров
Полезные материалы от Левы Мареева

Система сопровождения и поддержки в обучении

Курс для тех, кто хочет системно освоить сопровождение и поддержку в обучении, получить более широкий инструментарий влияния на доходимость студентов через формирование безопасной и комфортной среды обучения, а также систематизировать свой опыт работы с ролями сопровождения.

Куратор: Лёва Мареев

Полезные материалы для педагогов, методистов, продакт-менеджеров и лидеров образовательных организаций
Обзоры самых интересных школ и университетов в мире и подборки образовательных возможностей
читать также