Кто и как сегодня поддерживает в обучении?
Всем привет. Меня зовут Соня Соболь. Я куратор курса «Инструменты поддержки в образовании» в School of Education. И сегодня мы будем обсуждать и рассуждать, какие роли поддерживают учащихся на их пути, как это работает в реальности, как часто эти роли пересекаются, каковы их обязанности и где лежат их границы, какие ценности они привносят в обучающий процесс.

Мы хотим заявить в нашем профессиональном сообществе о важности поддерживающих ролей в образовании, популяризировать эти профессии. Надеемся, что вам будет интересно.

С нами поделится мыслями Аня Орлова, методистка рефакторинга в направлении аналитики данных Яндекс Практикума, трекерка проектных команд на программе «Проектирование образовательного опыта» в School of Education:
Меня зовут Аня, по своей основной занятости я проектировщица образовательного опыта. Я работаю в Яндекс Практикуме, и моя основная деятельность связана с настройкой процессов рефакторинга, всех программ, которые выходят на системную переработку. А еще вне любых институций я занимаюсь менторством. В основном менторством начинающих методистов, начинающих специалистов.
Сегодня я расскажу про третью часть своей профессиональной идентичности — это трекинг проектных команд. Как я вообще сюда попала? Я была на самом первом наборе долгосрочной программы «Проектирование образовательного опыта», собственно, вместе с Соней мы и учились. И рефлексируя свой процесс обучения на тот момент — у нас не было трекеров, у нас практически, по-моему, кроме кураторов, не было сопровождающих людей и ролей. Рефлексируя этот опыт и опыт проектирования проектных треков, я поняла, что проектная работа — потенциально довольно классная точка в образовательном опыте. Она может быть насыщена очень разными переживаниями и эмоциями. При этом на практике чаще всего с проектной работой сложно всем — и студентам, и сопровождению, если нет выделенной для этого роли. И как я для себя понимаю задачу: я хочу сделать опыт проектной работы преодолимым. Не восхитительным, замечательным, безболезненным и бесшовным, а преодолимым и допустимым для всех участников.

Что я для этого делаю? Я выделила три основных фокуса. Вообще, мы внутри трекерской команды обычно формулируем это как три П: поддерживаем, подсказываем, подпинываем. Но «подпинываем» я немножко переформулировала. Я поддерживаю. Что это значит? Помимо эмоциональной, я могу оказать ресурсную поддержку. Обычно это происходит в моменты, если я понимаю, что команда сама не может справиться и я уже не могу помочь. Я могу вовлечь разных других людей в решение проблемы. Что кроется за подсказками? Я выступаю и во многом могу выступить как экспертка, по запросу могу дать обратную связь — только по запросу! — и оставить какой-то экспертный комментарий, поделиться своим опытом. И то, что мы называем внутри трекерской команды подпиныванием, здесь я скорее переформулировала в то, что я держу структуру. Я не нахожусь внутри проектной команды. Важно понимать, что я не часть, я не руковожу этим процессом, но я знаю и по неоднократному прохождению и по брифингу, из каких частей обязательно должна состоять проектная работа, какие есть опорные точки, к какому моменту что важно сделать. И я могу мягко напоминать про это и делиться с командой в начале и в каких-то важных точках еще раз этим.

Какую ценность работы трекеров я вижу? Первое я сформулировала как парадокс поддержки. Что для меня за этим кроется? Мне кажется, что чем больше своевременной поддержки мы окажем студентам, тем быстрее они смогут принимать решение и внутри проектной работы, и дальше внутри процесса обучения в целом.


На главную альманаха →

Полный выпуск подкаста можно послушать по ссылкам ниже:


читать также
полезные материалы от School of Education
ещё вас может заинтересовать
Вдохновляющие дискуссии и лекции наших преподавателей, а также книга, охватывающая все аспекты проектирования программ, соавтором и составителем которой стала Соня Смыслова, сооснователь и куратор School of Education
подпишитесь на рассылку альманаха
Чтобы первыми получать свежие материалы прямо на почту